Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
Технологические карты, разработанные педагогами Оренбургской области, для применения заданий по функциональной грамотности на уроках второй четверти:https://drive.google.com/drive/folders/1f7OVGdKnjFr4ZJwmoDSA1phL2KjjJv7-
Документы
Мероприятия
Видеофрагменты уроков с применением методов формирования читательской грамотности https://cloud.mail.ru/public/uf5i/A45pzYba7
2 марта 2022 года состоялся областной семинар диссеминации опыта педагогов по применению заданий для формирования и оценки читательской грамотности во внеурочной деятельности. Координатором данного мероприятия выступил ГБУ “Региональный центр развития образования Оренбургской области”.
Учителя русского языка и литературы представили мастер-классы:
- “Приемы формирования читательской грамотности направленные на успешную сдачу ГИА”, Нестерова Елена Валерьевна учитель русского языка и литературы МБОУ “СОШ 1” Кувандыкского ГО.
- “Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Использование ресурса РЭШ в оценке формирования читательской грамотности”, Ильясова Гульсара Савитовна и Баранова Мария Юрьевна учителя русского языка и литературы МАОУ “Первомайская СОШ”.
- “Развитие читательской грамотности обучающихся во внеурочной деятельности в рамках дистанционного обучения”, Трубкина Анна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ “Тюльганская СОШ №1” п. Тюльган (ссылка на выступление https://drive.google.com/file/d/1313Biee5U1K2R-r2gr60dRaUl8vcpwyU/view?usp=sharing)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 6 по 10 декабря 13 педагогов Тюльганской школы №1 приняли участие в онлайн-марафоне по функциональной грамотности, организованном Академией Минпросвещения России.
Каждый день в дистанционном режиме участники могли присоединяться к дискуссионным клубам, мастер-классам и вебинарам, участвовать во встречах с ведущими экспертами в сфере образования. Темами просветительских лекций стали ключевые навыки XXI века, вопросы их формирования и развития: дискуссионная площадка «Качество образования и функциональная грамотность», вебинар «Практико-ориентированные задания как средство развития функциональной грамотности», публичная лекция «Успеваемость и неуспеваемость: почему дети испытывают трудности в обучении», публичная лекция «Педагог XXI века: ключевые навыки», вебинар «Практики формирования функциональной грамотности школьников с использованием оборудования центра
«Точка роста» и др.
Кроме того, в ходе мероприятия управленческая команда школы провела самодиагностику по основным направлениям функциональной грамотности на платформе информационно-образовательной среды Академии Минпросвещения.
19 ноября 2021 года на платформе ZOOM состоялся муниципальный онлайн-семинар по функциональной грамотности для педагогов школ Тюльганского района.
Вопросы, рассматриваемые на онлайн-семинаре:
- Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности (Трубкина А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Тюльганская СОШ №1»).
- Читательская грамотность на уроках математики (Косых Л.А., учитель математики МБОУ «Репьевская СОШ»).
- Читательская грамотность на уроках биологии (Суюндикова Е.Н., учитель биологии МАОУ «Троицкая СОШ»).
- Читательская грамотность на уроках истории (Журмухамбетова М.Б., учитель истории и обществознания МБОУ «Благодарновская СОШ»).
Педагоги района представили теоретическую часть и возможность реализации на практике заданий по формированию читательской грамотности обучающихся.
Дополнительная информация
6 декабря в 10:00 (время московское) педагоги образовательных организаций могут пройти самодиагностику по основным направлениям функциональной грамотности на платформе информационно-образовательной среды Академии Минпросвещения по ссылке https://elearning.apkpro.ru/course/view.php?id=66