МБОУ Тюльганская СОШ № 1
п. Тюльган, Оренбургская область
  • Функциональная грамотность

    Общая информация

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
    молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

     1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
    необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное
    взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
    развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Банк заданий

    https://fg.resh.edu.ru/

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

    https://sdo.edu.orb.ru/index.php

    Технологические карты, разработанные педагогами Оренбургской области, для применения заданий по функциональной грамотности на уроках второй четверти:https://drive.google.com/drive/folders/1f7OVGdKnjFr4ZJwmoDSA1phL2KjjJv7-

    Документы

    - Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;

    - Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;

    - Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций;

    - Муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций;

    - План мероприятий образовательной организации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.

    Мероприятия

    Видеофрагменты уроков с применением методов формирования читательской грамотности https://cloud.mail.ru/public/uf5i/A45pzYba7

    2 марта 2022 года состоялся областной семинар диссеминации опыта педагогов по применению заданий для формирования и оценки читательской грамотности во внеурочной деятельности. Координатором данного мероприятия выступил ГБУ “Региональный центр развития образования Оренбургской области”.

    Учителя русского языка и литературы представили мастер-классы:

    - “Приемы формирования читательской грамотности направленные на успешную сдачу ГИА”, Нестерова Елена Валерьевна учитель русского языка и литературы МБОУ “СОШ 1” Кувандыкского ГО.

    - “Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Использование ресурса РЭШ в оценке формирования читательской грамотности”, Ильясова Гульсара Савитовна и Баранова Мария Юрьевна учителя русского языка и литературы МАОУ “Первомайская СОШ”.

    - “Развитие читательской грамотности обучающихся во внеурочной деятельности в рамках дистанционного обучения”Трубкина Анна Васильевна,  учитель русского языка и литературы МБОУ “Тюльганская СОШ №1” п. Тюльган (ссылка на выступление https://drive.google.com/file/d/1313Biee5U1K2R-r2gr60dRaUl8vcpwyU/view?usp=sharing)

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    С 6 по 10 декабря 13 педагогов Тюльганской школы №1 приняли участие в онлайн-марафоне по функциональной грамотности, организованном Академией Минпросвещения России.

    Каждый день в дистанционном режиме участники могли присоединяться к дискуссионным клубам, мастер-классам и вебинарам, участвовать во встречах с ведущими экспертами в сфере образования. Темами просветительских лекций стали ключевые навыки XXI века, вопросы их формирования и развития: дискуссионная площадка «Качество образования и функциональная грамотность», вебинар «Практико-ориентированные задания как средство развития функциональной грамотности», публичная лекция «Успеваемость и неуспеваемость: почему дети испытывают трудности в обучении», публичная лекция «Педагог XXI века: ключевые навыки», вебинар «Практики формирования функциональной грамотности школьников с использованием оборудования центра
    «Точка роста» и др.

    Кроме того, в ходе мероприятия управленческая команда школы провела самодиагностику по основным направлениям функциональной грамотности на платформе информационно-образовательной среды Академии Минпросвещения.

    19 ноября 2021 года на платформе ZOOM состоялся муниципальный онлайн-семинар по функциональной грамотности для педагогов школ Тюльганского района.

    Вопросы, рассматриваемые на онлайн-семинаре:

    1. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности (Трубкина А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Тюльганская СОШ №1»).
    2. Читательская грамотность на уроках математики (Косых Л.А., учитель математики МБОУ «Репьевская СОШ»).
    3. Читательская грамотность на уроках биологии (Суюндикова Е.Н., учитель биологии МАОУ «Троицкая СОШ»).
    4. Читательская грамотность на уроках истории (Журмухамбетова М.Б., учитель истории и обществознания МБОУ «Благодарновская СОШ»).

    Педагоги района представили теоретическую часть и возможность реализации на практике заданий по формированию читательской грамотности обучающихся.

    Дополнительная информация

    6 декабря в 10:00 (время московское) педагоги образовательных организаций могут пройти самодиагностику по основным направлениям функциональной грамотности на платформе информационно-образовательной среды Академии Минпросвещения  по ссылке https://elearning.apkpro.ru/course/view.php?id=66

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie